Описание
БОЛЬШОЕ КУЗЁМКИНО (фин. – Narvusi), деревня в Кингисеппском р-не. Население – 961(?) чел. Находится при впадении р. Мертвица в р. Луга. Встречается в шведских источниках с 1614 (в июле 2004 отметило 390-летие праздником «Гуляй, родимая деревня!»). Б. К. – один из центров расселения ижоры (нижнелужская группа), материалы по истории и культуре которых хранятся в собрании Кузёмкинской сельской библиотеки . Во второй половине XIX в. рядом с Б. К. на пустоши Галики находилась усадьба В.Т. Байкова (не сохранилась). Лютеранская община возникла в 1640, в 1690 объединена со шведской общиной Нарвского собора, с XVIII в. – с приходом церкви Св. Михаила в Нарве (отсюда название Нарвуси). В 1732 построена собственная деревенская церковь (см. Лютеранская церковь Святого Андрея), замененная в 1879 камаменная церковь, освященной во имя Св. Троицы (закрыта в 1938, действовала в 1941-44). В 1990 в Б. К. зарегистрирован приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Ремонт церкви не завершен, но богослужения проходят – их ведут пасторы, приезжающие из Финляндии. Построена БОЛЬШОЕ КУЗЁМКИНО (фин. – Narvusi), деревня в Кингисеппском р-не. Население – 961(?) чел. Находится при впадении р. Мертвица в р. Луга. Встречается в шведских источниках с 1614 (в июле 2004 отметило 390-летие праздником «Гуляй, родимая деревня!»). Б. К. – один из центров расселения ижоры (нижнелужская группа), материалы по истории и культуре которых хранятся в собрании Кузёмкинской сельской библиотеки . Во второй половине XIX в. рядом с Б. К. на пустоши Галики находилась усадьба В.Т. Байкова (не сохранилась). Лютеранская община возникла в 1640, в 1690 объединена со шведской общиной Нарвского собора, с XVIII в. – с приходом церкви Св. Михаила в Нарве (отсюда название Нарвуси). В 1732 построена собственная деревенская церковь (см. Лютеранская церковь Святого Андрея), замененная в 1879 камаменная церковь, освященной во имя Св. Троицы (закрыта в 1938, действовала в 1941-44). В 1990 в Б. К. зарегистрирован приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Ремонт церкви не завершен, но богослужения проходят – их ведут пасторы, приезжающие из Финляндии. Построена православная часовня.
Литература: Патанен И.А. Репрессии 1930–50-х гг. в Куземкинской волости / Подгот. к печати В.И. Миренков // Ингерманландцы. Начало Возрождения. №3. СПб., 1997. С. 42-45; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Литература: Патанен И.А. Репрессии 1930–50-х гг. в Куземкинской волости / Подгот. к печати В.И. Миренков // Ингерманландцы. Начало Возрождения. №3. СПб., 1997. С. 42-45; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003. С. 197-202.
А.Ю. Чистяков